Чтобы узнать свою судьбу, выходи в полночь на перекрёсток дорог
Гадания - одна из немногих традиций, которая остаётся жить и в наше урбанистическое время Фото: из архива "КП"
«Комсомолка» знакомит с самыми необычными видами рождественских гаданий [тексты и правила настоящих гаданий] Ирина ТАРАСОВА — 05.01.2010 С 6 по 19 января начинается период традиционных гаданий. Самые верные гадания в ночь с 6 на 7 января. - Я с твоей мамой впервые на Рождество познакомился, увидал ее в обручальном кольце, - любил рассказывать мне папа, когда я была совсем юной. Меня эти истории завораживали. Веяло от них чем-то сказочным и волшебным. А папа увлекался, и c каждым рассказом появлялись все новые и новые детали. – Помню, как сейчас было. В кругу кольца проступил четкий образ девушки в медицинской шапочке. И смотрела она прямо на меня. Через пару месяцев маму твою встретил, она как раз медсестрой работала, а через полгода уже и свадьбу сыграли.
Уже позже, когда я всерьез увлеклась русским фольклором и традициями, таких историй, связанных с рождественскими гаданиями, как и самих гаданий, собрала целую коллекцию. Со многими из них читатели «Комсомолки» наверняка знакомы, поэтому на этот раз задалась целью найти что-нибудь новенькое. Поиски привели к Галине Сазановой, руководителю единственного в Тверской области аутентичного фольклорного хора из деревни Крешнево Весьегонского района. Галина Сазанова уже более 40 лет руководит Барановским коллективом, участники которого исполняют старинные песни и воспроизводят обряды, бытовавшие ранее на территории Тверской области. - Гадали ли у нас? А как же!.. - улыбается Галина Сазанова. - Период от Рождества до Крещения чего только не вытворяли. Самым серьезным, пожалуй, было, когда бегали «зачуркиватцы» в поле или лес на перекресток двух дорог. В полночь на крестах (пересечении двух дорог) становились в круг и двигались «взапятки», то есть пятками назад, против хода солнца. Затем одна из девушек становилась в центр круга и все кричали, вызывая чертей: Черти, бесы Прибегите из леса, сам сотона Подымися с моря дна. Маленьки чертенятки все за меня! Та девушка, которая стоит в кругу, говорит три раза: «чур, за меня, чур, за меня, чур, за меня», или с самого начала всю присказку кричит одна. Все стоят и слушают. Считалось: то, что послышится, то и сбудется. Если колокольчик звенит – к свадьбе, паровоз засвистит – уедешь, собака залает – собачья жизнь, песни поют - весело жить будешь. Когда что-нибудь услышат – «отчуркиваются»: девушка, которая стоит в кругу, кричит три раза: «чур, полно, чур, полно, чур, полно» и выходит из круга. На ее место в круг становится другая девушка. Опять кричат, вызывают чертей. Так продолжается до тех пор, пока все не погадают. Перекресток в народе всегда считался особенным «нечистым» местом, эдакими вратами, дающими соприкоснуться с потусторонним миром. Коснуться «иного» мира, по поверьям, можно было и во сне. Поэтому будущее трактовали и по тому, что приснится. - У нас брали наперсток и туда плевали, затем сыпали муку и размешивали спичкой, - вспоминает руководитель Барановского хора. - Спичку оставляли в наперстке, покрывали тряпочкой и ставили в изголовье. Когда ложились спать говорили: «Матушка-свекровь, приходи блины печь, а мой суженой-ряженой, приходи блины есть». Что приснится, то и сбывается. Галина Сазанова - хранительница традиций исконных гаданий Фото: Ирина ТАРАСОВА
Встречаются и совсем экзотические гадания, на которые мало кто, думаем, решится сегодня. Так, например, все в том же Весьегонском районе в коробок сажали таракана, а на ночь клали под подушку и пели:
Таракан – пошехон, Покажи милов дом Евонно крыльцо, Самово на лицо. И опять примечали, что приснится. Некоторые гадания соответствовали строго определенной дате. Так, на старый Новый год было свое гадание. Девушки в ночь шли и запирали колодец на замок. Ключ клали под подушку со словами: «Мой суженой-ряженой, приходи на колодец коня поить, а ко мне ключа просить». Замечали, что приснится. Вариантов гаданий было великое множество и все они преследовали разные цели. Например особенно популярными были те, в которых узнавали имя или внешность будущего жениха. - У нас, так для того, чтобы узнать имя суженого бегали в поле за капустным коченьем, - продолжает Галина Сазанова. - С этим кочнем шли по улице. На первого встречного загадывали: если баба попадется – то так будут звать свекровь, если девка – то золовку, мужик – свекра, парень – жениха или деверя. Ходили и под окна слушать разговоры. Какое имя упомянут, так и замечали свекра, свекровь, жениха. По характеру разговора судили и том, что ждать в Новом году. В ряде гаданий девушку не волновало ни имя, ни внешность будущего избранника, важен был лишь сам факт: выйдет замуж или нет. Для этого брали охапку дров и где-нибудь ставили поленья в ряд. Утром приходили и глядели: если все стоят, то в этом году выйдешь замуж, а если хоть одно упало – не выйдешь. - Бывало и совсем весело гадали. - вспоминает Галина Сазанова. - Так, если в каком доме есть парень, то ложились в снег на бок и подкатывались к воротам. Если девушка окажется к воротам лицом, значит, в этом году выйдет замуж, а если нет – не выйдет. Пожалуй, большая часть гаданий, была связана с погружением предметов в воду. Вода считалась самой тонкой границей между «этим» и «тем» миром, а потому предсказания как бы «доставались» с того света вручную. Гадания эти так и назывались – подблюдными, оттого, что весь процесс предсказания происходил над чарой или блюдом. Каждая из девушек опускала в сосуд какое-нибудь свое украшение и позже, под обрядовую песню, самая младшая или наоборот старшая из присутствующих, вынимала их. Предсказание исходило из текста сопутствующей песенки. Например, текст «Ой, вы, саночки-малюваночки, Только б сесть на вас, дай поехати», говорил о предстоящей свадьбе, но за пределами своей деревни. А текст «Шла корова по репищу, свят вечор. Набила требло одним репищем», предсказывал скорую беременность.
|