Пятница, 19.04.2024, 10:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 201
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мой сайт
    Главная » 2010 » Апрель » 29 » Демонтировать Янтарную комнату музейщики посчитали варварством
    Демонтировать Янтарную комнату музейщики посчитали варварством
    17:21
     
    День Победы
    Демонтировать Янтарную комнату музейщики посчитали варварством

    Девушки-саперы устанавливают спасенный от фашистов памятник Пушкину


    65 лет Победы: Пушкинский район [видео]
    Игорь КАРАСЕВ — 29.04.2010
    Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала главному хранителю Историко-литературного музея города Пушкина Любови Майоровой
    Первыми немцев встретили студенты и милиционеры
    Наступление на Слуцк (Павловск) и Колпино фашисты начали 12 сентября 1941 года. Красная армия оборонялась вместе с гражданскими. Но достойно противостоять вышколенной немецкой армии было неимоверно трудно. Тем более что в окопах оказались новички. Например, 261-й отдельный пулеметно-артиллерийский батальон, который удерживал рубеж по линии Пушкин - Слуцк - поселок Федоровское - Антропшино, был сформирован 12 августа 1941 года в Московской Славянке из добровольцев Куйбышевского района Ленинграда. То есть спустя всего месяц батальон принял первый бой.
    13 сентября немцы заняли Гатчину. На следующий день сражения шли в Александровском парке. Отборным войскам и технике противника противостоят наши разрозненные и ослабленные войска, отступавшие из-под Луги и Пскова, а также сформированные в Пушкине 76-й и 77-й истребительные батальоны.
    Первый был сформирован в основном из студентов и преподавателей Ленинградского института молочной промышленности. С ними вместе в бой пошли работники пушкинских предприятий. Основу второго составляли студенты и аспиранты Ленинградского сельскохозяйственного института и старшеклассники школ Пушкина. Необстрелянных юнцов в ускоренном темпе обучали военному делу. Многие были вооружены учебными винтовками. Неудивительно, что 14 сентября 1941 года почти все ребята пали в Александровском парке смертью храбрых или были тяжело ранены. Погибли в этот черный день и многие пушкинские милиционеры: они первыми встретили фашистов в парке.
    В ночь с 17 на 18 сентября немцы оккупировали Пушкин.
    Подпись под фото: В 1969 году в Александровском парке установили памятник бойцам 76-го и 77-го истребительных батальонов.
    В 1969 году в Александровском парке установили памятник бойцам 76-го и 77-го истребительных батальонов.

    Перед началом войны жителю Пушкина Николаю Кану исполнилось восемнадцать лет. В первые месяцы мобилизации старались не брать в армию совсем уж безусых мальчишек. Хотя выпускники школ стояли в очередях в военкоматах и просили отправить их на фронт. Среди них был и Коля. Но успеха он так и не добился - пришлось оставаться в оккупации.
    В декабре 1941 года комендант города объявил, что жители, которые не заняты на работах в пользу рейха, должны покинуть Пушкин в течение 24 часов. За невыполнение приказа - расстрел. У кого в ближайших деревнях жили родственники, отправились к ним.
    - Коля вместе с мамой оказались в накопительном лагере в Гатчине, - вспоминает свояк Николая Кана Николай Семенов. - Затем их переправили в Латвию. А уже оттуда - в Польшу, где они работали в трудовых лагерях. Спасли Николая от смерти части наступавшей Советской армии. Вскоре его отправили на фронт. Но повоевать долго Коле не пришлось: через месяц в той же Польше он получил тяжелое ранение. В госпитале лечился почти полгода. Вернувшись в Пушкин, взялся за мольберт. Рисовал по памяти. И как немцы за неповиновение вешали жителей города на улицах, и как угоняли горожан в накопительные лагеря. Всего он написал десять картин. Четыре из них висят в Историко-литературном музее Пушкина. Остальные разобрали родственники.
    Всю свою жизнь Николай проработал художником-реставратором в Екатерининском дворце. Умер он в 1993 году.
    Советские солдаты берут в плен немцев. Такой момент войны запомнил Николай Кан.  Мародеры из «Голубой дивизии»

    В конце августа 1942 года 121-ю немецкую дивизию в Пушкине сменила 250-я испанская «Голубая дивизия». Размещалась она в Александровском дворце. В основном состояла из добровольцев - сторонников режима Франко. Но попадались среди испанских военных и простые студенты. Ведь деньги за службу платили как немцы, так и испанцы. Вот они и шли на войну подзаработать денег. К местному населению испанцы относились лояльно. Массовых расстрелов не устраивали, больше мародерствовали. Доходило до смешного. Однажды в местном клубе к женщинам подошел боец «Голубой дивизии» и потребовал снять со стены красный транспарант. Оказалось, что испанец просто решил отправить материю домой жене.
    Немцы не очень дружелюбно относились к товарищам по оружию. Считали солдат дивизии бандой бездельников. Гитлер даже как-то едко пошутил: «Когда русские начинают наступление, местным жителям приходится будить этих испанцев».
    Тем не менее «Голубой дивизии» пришлось понюхать в России пороху. Самое ожесточенное сражение произошло 10 февраля 1943 года под Мгой. В историю оно вошло как битва за Красный Бор. После нее от дивизии осталось меньше половины бойцов. А в октябре 1943 года остатки наемников засобирались домой.
    Городской рынок города Пушкин во время войны.
     


    Дневники голода
    После войны в Гуверовском институте в США были найдены дневники Лидии Осиповой. Эта женщина три года прожила в оккупированных Пушкине, Павловске, Тосно и Гатчине. Всех мужчин в возрасте от тринадцати до шестидесяти лет немцы отправили в накопительный лагерь в Гатчину. Оставались только женщины, старики да малые дети. О том, как жили пушкинцы в оккупации, Осипова рассказала в своем дневнике:
    4 ноября 1941 года.
    С едой все хуже… Немцы берут на учет все продукты. А так как у нашего населения никаких продуктов нет, то взяты на учет все огороды… Собираем желуди. Но с ними нужно уметь обращаться. Я научилась печь прекрасные пряники из желудей с глицерином и корицей. Желуди нужно очистить и кипятить, все время меняя воду…
    12 ноября 1941 года.
    Нет самого необходимого. Ниток, пуговиц, иголок, спичек, веников и многого, что раньше не замечалось… Особенно тягостно отсутствие мыла и табака… Голод принял размеры настоящего бедствия. На весь город имеются два спекулянта, которым разрешено ездить в тыл за продуктами. Они потом их меняют на вещи. За деньги купить ничего нельзя. Да и деньги все исчезли… Хлеб стоит восемьсот - тысячу рублей за килограмм, новое меховое пальто - пять тысяч рублей.
    26 ноября 1941 года.
    Продали мои золотые зубы. Зубной врач за то, чтобы из вынуть, взял с меня один хлеб, а я получила за них два хлеба, пачку маргарина, пачку леденцов и полпачки табаку…
    7 января 1942 года.
    Писатель Беляев, что писал научно-фантастические романы вроде «Человек-амфибия», замерз от голода у себя в комнате. «Замерз от голода» - абсолютно точное выражение. Люди так ослабевают, что не в состоянии подняться и принести дров. Беляева нашли закоченевшим…
    Профессор Чернов умирает от психического голода… Человек физически не голодает, но так боится этого, что умирает…»

    Памятник не нашли
    Осенью 1941 года перед руководством Царскосельского лицея встала задача - спрятать монумент поэта. Решили зарыть его в шахте, которую выкопали в лицейском садике. Фашисты о памятнике знали. Они тщательно прочесывали все дворы, расспрашивали о нем местных жителей. Но тот как сквозь землю провалился. К поискам подключили гестаповцев. Они схватили и стали пытать сторожа садика. Но тот не проронил ни слова.
    Бронзового Пушкина немцы так и не нашли. После освобождения города шахту раскопали, памятник отреставрировали и поставили на привычное место.
    Так выглядел Большой зал Екатерининского дворца после освобождения города от немецких оккупантов.

    Партизаны-герои
     
    В июле1941 года в Ленинграде и области начали создавать партизанские отряды. 23 июля был сформирован Пушкинский отряд. Его боец Иван Крутиков пережил войну и написал книгу «В прифронтовом лесу». В ней он вспоминал: «…в отряд поступить хотели многие, но отбирали самых лучших, инициативных, физически крепких людей. В отряде оказались люди всех возрастов, всех профессий: шоферы, преподаватели, врачи».
    В партизаны зачислили рабочих 26-го завода, студентов и преподавателей Ленинградского института молочной промышленности, Ленинградского сельскохозяйственного института - всего шестьдесят человек. Большинство бойцов были вооружены лишь охотничьими ружьями, плохо подготовлены к холодной дождливой осени. Утром 25 августа партизаны выдвинулись в район Вырицы, чтобы разбить там базу в тылу врага. Задание выполнили. И уже 14 сентября 1941 года сорок человек отправились к станции Семрино, устраивая по пути диверсии, минируя дороги и выводя из окружения бойцов Красной армии. К октябрю многие уже были убиты или ранены. И когда им приказали возвращаться, в расположение наших частей у Колпино вышло всего пятнадцать человек. Выживших бойцов откомандировали в истребительный батальон Кировского района.

     
    «Жив-здоров, лежу в постели без движения»
    Знаменитый писатель-фантаст Александр Беляев вынужден был остаться в захваченном немцами Пушкине - его здоровье ухудшалось с каждым днем. Давал знать о себе туберкулез позвоночника. Тело писателя было заковано в гипс. Большую часть времени он проводил в постели. Но даже в такой ситуации не терял присутствия духа, шутил. В своих письмах писал: «Жив-здоров, лежу в постели без движения».
    Продовольственных запасов в семье Беляевых не было. Разве что несколько пакетов с крупой, картошка да капуста. Но скоро закончились и они. Пришлось теще Александра Романовича устраиваться на работу к немцам. Она попросилась на кухню чистить картошку. За это ей выдавали тарелку супа и немного картофельной кожуры. На семью из четырех человек этого катастрофически не хватало...
    6 января 1942 года знаменитого писателя не стало. Стояли лютые морозы. Чтобы предать тело земле, нужно было дождаться своей очереди. В городе для похорон немцы выделили всего одну лошадь. Гроб с телом мужа его жена Рита поставила в соседнюю пустующую квартиру. Ночью мародеры сняли одежду с трупа. Пришлось одевать покойника снова. Но изверги опять его раздели. Наконец пригнали лошадь, и тело повезли на кладбище. Расплачиваться с могильщиком родственникам опять же пришлось… одеждой. Тот поклялся, что все сделает по-людски. Но рыть промерзшую землю он не стал. Гроб перенесли в часовню Казанского кладбища. И лишь с приходом тепла Александра Беляева похоронили в общей могиле. Где она находится, точно неизвестно. Пришлось ставить памятник лишь на месте предполагаемого захоронения фантаста.
    А 5 февраля 1942 года немцы собрали жителей Пушкина, в том числе и семью Беляева, и вывезли сначала в «пересылку» в Гатчине, а затем - в концлагерь в Германию. Беляевых несколько раз перемещали из одного лагеря в другой. Последний был в Австрии. Там-то их освободила Советская армия.
    После войны Беляевы провели в лагерях еще одиннадцать лет - теперь уже в советских.
     
     
    Парковые скульптуры тщательно осматривали, прежде чем вернуть на законное место.



    Как спасали музейные ценности
    Жарким солнечным днем 22 июня 1941 года сотни ленинградцев заполнили аллеи парков и музейные залы Пушкина. Никто и представить себе не мог, что эту красоту они видят в последний раз. Той же ночью началась эвакуация музейных ценностей. Вот что писала в своих воспоминаниях сотрудница Екатерининского дворца-музея Вера Лемус:
    «С этого дня (23 июня) содержанием и смыслом нашей жизни стала работа по отбору, упаковке и отправке в глубь страны старинных картин, мебели, фарфора и множества других предметов историко-художественного значения. Всего было 72 554 единицы хранения. Из Александровского дворца в первую очередь, кроме изделий из драгоценных металлов, увезли картины Рериха, Брюллова, Нестерова, Маковского, Сурикова. Тару изготовляли и днем и ночью. А музейным работникам приходилось наскоро косить траву и готовить сено. Стружка подходила к концу. Музейные ценности увозили в Новосибирск и Сарапул. В Исаакиевском соборе Ленинграда также организовали хранилище. Но все вывести даже просто физически музейные сотрудники не смогли. Меня часто спрашивают: почему не удалось спасти Янтарную комнату? Этот вопрос решала специальная комиссия Ленгорисполкома во главе с председателем Евгенией Тихоновной Федоровой. Демонтировать хрупкие мозаичные янтарные панно двухсотлетней давности без специалистов-рестовраторов казалось варварством. Попытка вынуть их из стен силами неквалифицированных рабочих угрожала осыпанием янтарных пластин и разрушением всего художественного произведения. При этом до последней минуты оставалась надежда на то, что вражеские войска будут остановлены вдали от Пушкина…»
    После войны выяснилось, что из Пушкинских дворцов-музеев пропало 52 308 ценных вещей. В том числе из Екатерининского дворца-музея - 30 151 предмет, почти половина коллекции.
    Флаг Красной Армии водрузили над аркой лицея 24 января 1944 года.


    Тотальное минирование
    Отступая, немцы закопали по всему городу огромное количество мин. Нашим саперам пришлось бы долго провозиться, если бы фашисты не оставили при бегстве указатели проходов.
    Взрыватели искали не столько щупом, сколько голыми ладонями, ползая на коленях. Необходима была предельная осторожность. Людям помогали собаки. Но они могли работать по тридцать - сорок минут, а затем им требовался десятиминутный отдых.
    Немало мин фашисты оставили в музее. В правом крыле Екатерининского дворца они установили авиационную бомбу весом в тонну, подготовленную к взрыву. Но привести ее в действие немцы не успели. Бомбу со всеми предосторожностями вывезли за город и взорвали.
    ИМЕНАМИ ГЕРОЕВ НАЗВАНЫ
    Улица Генерала Хазова (1895-1944). Названа в честь генерал-лейтенанта Ивана Хазова. 15 января 1944 года воинские соединения под его командованием, занимавшие позиции в районе Пулковских высот, перешли в наступление, чтобы освободить Пушкин. Утром 24 января враг был выбит из города и над аркой лицея был водружен красный флаг. 13 апреля 1944 года при прорыве укрепрайона между Псковом и Островом Хазов получил смертельные ранения. Похоронен в Александровском парке в Пушкине.
    ЦИФРА НОМЕРА
    Более 56 тысяч жителей проживало до начала войны в Пушкине.
    За годы оккупации было расстреляно 6267 человек, повешено 1105, умерло от истязаний 1214, погибло от бомбежек и обстрелов 268, умерло от голода 9514, угнано в концентрационные лагеря 17 968

    Просмотров: 696 | Добавил: Mar-livn | Теги: Демонтировать Янтарную комнату музе | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024