В небе уже мерцала звезда, я поднял к ней глаза. Сотни тысяч лет, думал я, эта белая гладь открывалась только взорам светил. Незапятнанно
чистая скатерть, разостланная под чистыми небесами. И вдруг сердце у меня замерло, словно на пороге необычайного открытия: на этой скатерти, в каких- нибудь тридцати шагах от меня, чернел камень. Под ногами лежала трехсотметровая толща спрессованных ракушек. Этот сплошной гигантский пласт был как самый неопровержимый довод: здесь нет и не может быть никаких камней. Если и дремлют там, глубоко под землей, кремни - плод медленных превращений, совершающихся в недрах планеты, - каким чудом один из них могло вынести на эту нетронутую поверхность? С бьющимся сердцем я подобрал находку - плотный черный камень величиной с кулак, тяжелый, как металл, и округлый, как слеза. На скатерть, разостланную под яблоней, может упасть только яблоко, на скатерть, разостланную под звездами, может падать только звездная пыль, - никогда ни один метеорит не показывал так ясно, откуда он родом. И естественно, подняв голову, я подумал, что небесная яблоня должна была уронить и еще плоды. И я найду их там, где они упали, - ведь сотни и тысячи лет ничто не могло их потревожить. И ведь не могли они раствориться в этом песке. Я тотчас пустился на поиски, чтобы проверить догадку. Она оказалась верна. Я подбирал камень за камнем, примерно по одному на гектар. Все они были точно капли застывшей лавы. Все тверды, как черный алмаз. И в краткие минуты, когда я замер на вершине своего звездного дождемера, предо мною словно разом пролился этот длившийся тысячелетия огненный ливень. Более ста лет назад, двадцать девятого июня 1900 года, родился великий французский писатель, летчик-ас, отдавший жизнь за свободу своей родины, Антуан де Сент-Экзюпери. Каждый с детства знает его «Маленького принца», каждый когда-либо повторял хрестоматийную фразу: «Мы в ответе за тех, кого мы приручили», но не каждый знает, что Сент-Экзюпери изобрел первый в мире аналоговый курсопрокладчик, которым в наше время оснащены легкие самолеты, а еще два десятилетия назад по показаниям этого прибора торили свой путь океанские лайнеры, вылетали на задания Ту-95 и В-52. Ему принадлежала идея световой системы посадки самолета. Световой дальномер-прицел был создан только через двадцать лет после гибели писателя, когда появились надежные лазерные излучатели. Мало кто знает, что ему с другом Гийоме, воспетом в «Ночном полете» и «Планете людей» принадлежит мировой рекорд пересечения южной Атлантики на гидроплане. Более четырех лет назад в Средиземном море были обнаружены обломки «Lightning'a» из легендарной разведывательной эскадрильи 2/33 с бортовым номером Сент-Экзюпери... Среди кораллов и маленьких искрящихся рыбок на глубине где-то десяти метров виднелся поросший ракушками алюминиевый корпус американской «Молнии», все оружие которой состояло из мощной фотокамеры (Lightning в варианте перехватчика нес 23 миллиметровую пушку и четыре крупнокалиберных пулемета), на корпусе виднелись пробоины от снарядов и пуль немецкого мессера или «фокке-вульфа». Сквозь остекление кабины был виден человек в пилотском шлеме, очках и кислородной маске, и итальянские аквалангисты предпочли не видеть то, что под ними... Родственники Антуана постановили считать останки самолета военным захоронением и навсегда оставить их в покое. Сент-Экс остался в небе навечно.
http://lib.ru/EKZUPERY/planeta.txt http://www.interlit2001.com/shitiakov-es-2.htm
|