Недавно три инопланетянина посетили Землю ради того, чтобы изучить статус разумной жизни. Один из них специализировался на инженерном деле, другой - в области химии, третий - в сфере вычислений. Повернувшись к своим коллегам, инженер сообщил (приводим перевод): "Все существа здесь твердые, некоторые из них сегментированы; они обладают способностью перемещаться по земле, воде и воздуху. Все чрезвычайно медлительны. Ничего интересного". Затем заговорил химик: "Все очень похожи друг на друга и построены из одних и тех же четырех химических ингредиентов". Следом высказался специалист по вычислениям: "Ограниченные вычислительные способности. Но один вид, безволосый двуног, отличается от других. Он обменивается информацией примитивным и неэффективным способом, однако значительно отличается от остальных. Он создает много странных вещей, некоторые из которых съедобны, некоторые производят символы, и еще такие, которые уничтожают подобных ему существ".
"Но как же так? - удивился инженер. - Если они обладают сходной формой и сходным химическим строением, то почему тогда различаются их вычислительные возможности?". "Я точно не знаю, - признался инопланетянин, специализирующий на вычислениях. - Но они, похоже, имеют систему для создания новых высказываний, которая значительно мощнее, чем у всех остальных живых существ. Я предлагаю классифицировать безволосого двунога отдельно от всех остальных животных и считать, что он имеет совсем другое происхождение и родом из другой галактики". Два других инопланетянина кивнули, и втроем они устремились домой с готовым отчетом.
Наверное, не стоит винить инопланетных пришельцев за то, что они в своей классификации не объединили человека с пчелами, птицами, бобрами, бабуинами и бонобо. В конце концов, лишь только наш вид создает суфле, компьютеры, ружья, косметику, спектакли, скульптуры, уравнения, законы и религии. Пчелы и бабуины не только никогда не делали пирожные, они даже никогда и не помышляли о такой возможности. У них просто не такой мозг, чтобы обладать должной технологической смекалкой и гастрономической фантазией.
В 1871 г. Чарлз Дарвин в своей книге "Происхождение человека" доказывал, что различие между разумом человека и животных имеет количественный, а не качественный характер. Ученые уже давно придерживаются такого взгляда, указывая в последние годы на генетические исследования, показавшие, что геномы человека и шимпанзе сходны на 99%. Но если нашего общего генетического наследства достаточно для того, чтобы объяснить происхождение разума человека, то почему тогда не шимпанзе пишет эту статью, и не он поет на сцене вместе с Rolling Stones, и не он готовит суфле? Накапливается все больше доказательств того, что вопреки теории Дарвина о наличии лишь количественных различий между людьми и другими видами, наш интеллект отделен от интеллекта других животных огромной пропастью. И это при том, что наши мыслительные способности возникли во всей полноте практически из ниоткуда. Да, исследователи обнаружили некоторые кирпичики человеческих когнитивных способностей у других видов. Однако эти кирпичики - всего лишь очертания фундамента, над которым высится небоскреб человеческого разума. Происхождение наших когнитивных способностей в эволюции остается непонятным. Тем не менее новые эксперименты вносят некоторую ясность.